THE HARD SUN OF BALI
Когда делаешь фотографии на локейшн, то почти всегда сталкиваешься с тем, что они будут подвержены большой обработке. И дело даже не в том, что не всегда есть возможность правильно выставить свет, подобрать нужную экспозицию, правильно скадрировать. Дело в том, что любая фотография, сделанная на локейшн - это фотография, сделанная в крайне сложных условиях освещения. Соответственно и исправлять эти "сложные условия освещения" придется на этапе обработки. Понятно, что у каждого фотографа свой алгоритм такой постобработки, но я в этом примере покажу, как это делаю я, на какие детали обращаю внимание и как исправляю недостатки и улучшаю фотографию. Не лишнем будет напомнить, что чем более продуманно и правильно мы проведем съемку, тем более качественный материал мы получим и с тем меньшим количеством последующих доработок столкнемся.
В начале небольшая предыстория создания этой фотографии. Эта фотография была сделана во время выездного курса по фотографии на Бали в прошлом году. Используя переносной батарейный генератор Profoto AcuteB2 600 AirS мы хотели понять, насколько его мощности (600 Дж) хватит для того, чтобы пересветить солнце, т.е. получить такую силу импульсного света, которая бы соответствовала или превосходила силу постоянного солнечного света на 1/200 секунды (минимальная скорость синхронизации). Установив зонтичный рефлектор (единственный, который был у нас в наличии), и проэкспонировав задний план, мы получили необходимое значение диафрагмы f/18, с которым генератор справился даже не на максимальной мощности. Образ измученной работой, но сильной и стойкой девушки возник случайно: тому способствовали одежда модели, рисовые терассы на заднем плане, а также арендованный за гроши у местных крестьян аксессуар, состоящий из перекладины с двумя корзинами для переноски травы.
Вот такой снимок мы получили.
Данные снимка:
Location: Рисовые плантации, остров Бали, Индонезия,
Осветительное оборудование: Profoto Acute B600 Air.
Светоформирующая насадка: зонтичный рефлектор
Камера: Canon 5D Mark II
Объектив: Canon 16-35 L
Фокусное расстояние: 16 mm
Диафрагма: f/18.0
Выдержка: 1/200 секунды
ISO: 100
Модель стоит спиной к солнцу и я специально использовал широкий угол для того, чтобы солнце попало в кадр, придав ему такой необычный и драматичный вид. Кадр получился весьма необычный и в первую очередь это обусловлено наличием в кадре двух мощных источников света. Однако давайте прежде чем приступать к обработке, выявим те основные недостатки, которые будем исправлять с процессе обработки:
1. Если рефлектор хорошо “справляется” со своей работой, освещая модель и траву на переднем плане жестким равномерным светом, похожим на солнечный, то вот само солнце, которое светит на нас, не освещает фронтально расположенную к нам поверхность заднего плана. То есть мы получили лишь контуры горы на заднем плане при полном осутствии на ней информации.
2. На фотографии имеется несколько пересвеченных участков, на которых практически полность отсутствует информация - это центральная часть облака за головой модели и рубашка модели.
3. Отсутствие хорошего динамического диапазона. Фотография была сделана в условиях жесткого, контрастного режима освещения (как со стороны рефлектора, так и со стороны солнца), поэтому помимо обозначенного провала на заднем плане имеет некоторые практически неосвещенные участки по всей фотографии.
4. Немного непривлекательное цветовая тональность фотографии. Выраженный красноватый оттенок кожи модели, цвет травы на переднем плане, отсутствие насыщенности зелени.
Все эти недостатки мы и попытаемся исправить в процессе обработки фотографии, добавив небольшую финальную тоновую и цветовую коррекцию.
Поэтому первый этап - это получение нескольких исходных кадров с разной экспозицией и другими настройками, полученными в RAW-конвертере. Как мы уже говорили, намного удобнее делать это через SMART-объекты, однако привычка и некая косность заставляет делать меня это по-старинке - через получение нескольких TIFF файлов с разными значениями экспозиции при конвертации. Почему это нельзя делать кривыми в программе Photoshop, мы тоже говорили - в RAW-файле намного больше информации, а значит возможности получить более качественный результат при радикальной с ним манипуляции.
ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСВЕЧЕННЫХ УЧАСТКОВ
Первую экспозицию я получаю примерно с +1,5 ступени. Здесь не может быть готового значения, надо смотреть на кадр и видеть результат, поэтому совершенно не важны точные значения при конвертации. Добавляю этот слой к основному и протираю по маске нужные участки, которые требуют коррекции:
Вы видете, что на фотографии уже появился задний план, слабоосвещенная нижняя поверхность корзин приобрела информацию и фактуру, темное пятно под ногами модели стало светлее. Кроме того, сделав нижнюю часть одежды модели светлее, я придал ей большую яркость и ощущение освещенности солнечным светом. Вы можете видеть на маске участки, которые я протираю мягкой 20-процентной кистью, тщательно следя за границами корректируемых участков - именно небрежность в этих местах выдает присутствие заметной ретуши в фотографии. Однако все равно некоторые участки на занем плане не имеют информации, поэтому я делаю еще одну экспозицию, уже с плюсом более 2,5 ступеней.
После того как я “вытащил” некоторые участки, вы видите, что теперь вся поверхность заднего плана имеет информацию и фактуру, отсутствуют какие-бы то ни было темные, неинформативные пятна на фотографии. Здесь надо добавить, что необходимо почувствовать грань между коррекцией экспозиции, исправлению недостатков освещения, приведение фотографии к тому виду, как мы видим кадр человеческим глазом и между приданием фотографии таких эффектов, которые называют HDR-обработкой. Очень часто неправильная и чрезмерная обработка фотографии таким способом делает ее искусственной, безжизненной, некрасивой и попросту бескусной.
ИСПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕСВЕЧЕННЫХ УЧАСТКОВ
Теперь настала очередь пересвеченных участков и я добаляю еще один кадр, с экспозицией приблизительно -1,5 ступени.
Здесь уже изменения сделанные мною присутствуют в двух места - возвращена информация облакам, они теперь не выглядят такими пересвеченными, и выпадающими из динамического диапазона в сторону пересвета. Кроме того возвращена фактура на майке модели, “вытащив” ее из пересвеченного белого пятна, которое было на это месте до того.
РЕТУШЬ КОЖИ И УДАЛЕНИЕ АРТЕФАКТОВ
Теперь фотография приобрела законченный с точки зрения экспозиции вид: не имеет явно перевеченных участков (кроме солнца, что и должно безусловно присутствовать), имеет равномерную яркость, во всех темных участках имеет информаци и фактуру. Обычно на этом этапе делается ретушь кожи и удаление и исправление артефактов: пятен от пыли на матрице, постронних предметов и т.д.
Я обозначил этот раздел, однако не буду расписывать здесь подробно этот этап - чистая матрица, хорошая кожа модели и ростовая, ракурсная компоновка фотография практически не оставила простора для деятельности на этом этапе - все свелось к небольшой работе healing brush. Однако надо помнить, что при подготовке фотографии к печати большого формата, она может потребовать дополнительной ретуши кожи, которая часто “выплывает” при тестовой печати отдельных участков фотографии при цветопробах.
Теперь настало время делать цветовую и тоновую коррекцию, думая уже не столько об исправлении недостатков, сколько о подаче кадра, его визуальном востриятии и эффектности.
ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ УЧАСТКОВ ФОТОГРАФИИ
Трава, высушенная под жарким солнцем не имеет яркого оттенка, да и зелень на заднем плане после наших манипуляций тоже не блещет насыщенностью, поэтому добавляем новый слой Solid Color, выбираем насыщенный зеленый оттенок и делаем режим наложения Soft Light. Я всегда использую такой режим для изменения цветов, придания насыщенности, он более деликатно сохраняет базовые цвета. Протираем в нужных местах и видим, что зелень на заднем плане получила нужную насыщенность, а трава на переднем плане “ожила”. Такого рода вмешательство часто состоит их нескольких слоев, в каждом из которых мы делаем цветовую коррекцию тех или иных участков фотографии. Однако в нашем случае - это единственный участок, который потребовал коррекции, притемненное небо имеет насыщенный глубокий синий оттенок, облака нейтральны, одежда модели прекрасно гармонирует с окружающей ее зеленью. Поэтому здесь можно огранициться только одним слоем.
ОБЩАЯ КОРРЕКЦИЯ ФОТОГРАФИИ
Как я уже писал, при общей коррекции фотографии не может быть готовых рецептов. Именно на этом этапе мы формируем “свой стиль”. Насыщенность, тонировка, яркость, контрастность - это то, что будет формировать восприятие вашей фотографии. Я обычно перебираю возможные решения, смотрю, что при этом получается. Здесь я выбрал четыре инструмента, чтобы довести фотографию до того, как она будет выглядеть в финальном виде.
Все эти изменения влияют полностью на всю картинку, я не делаю здесь никаких масок. Поэтому, описываю по порядку все корректировки, а потом даю финальную картинку.
Вначале в режиме Substract с 30% прозрачностью solid color. Фотография становится более насыщенной, небо становится темнее, спектр сдвигается в сторону синего.
Затем в режиме Soft Light с 30% прозрачностью новый слой solid color. Общее тонирование фотографии, придание ему более теплого оттенка.
Коррекция фотографии с помощью Curves - повышение контрастности, некоторое ее притемнение, коррекция оттенков фотографии. Не стоит рассматривать эти параметры как рекомендация к действиямю Как я уже говорил эти характеристики выбираются после небольшого перебора различных параметров и отвечает передставлениям автора о том, как он видит финальную фотографию, а не какими-бы то ни было привилами.
Обесцвечивание красной части спектра фотографии с помощью Hue/Saturation, небольшое обесцвечивание телесных оттенков при сохранении насыщенности неба и зелени.
Ну вот, получилась фотография, которую вы видите перед собой. Казалось бы небольшие изменения привели к тому, что фотография теперь выглядим по-другому, намного эффектнее, ярче, драматичнее. Она не имеет пересвеченных или наоборот “проваленных” участков, имеет сбалансированное цветовое решение.
Комментарии:
Вопрос: при увеличении экспозиции до +2.5, для Canon 5D Mark II у меня очень сильно проявляются шумы в темных областях. Как Вы с этим боретесь?
А в чем конкретно качество RAW-ов отличается, шумностью? Кстати, может быть отличия связаны с прошивками, какая-то лучше, какая-то хуже...