Интервью с Максимом Репиным
Прежде чем мы будем обсуждать вопросы об агентствах Нью-Йорка, моделях, тестах, давай сначала поговорим о том, как ты оказался в Нью-Йорке.
Сначала приехал сюда посмотреть, как здесь работает фотографический рынок. Друзья организовали несколько встреч в модельных агентствах. Однако, когда сюда приехал, понял, что меня уже знают, ведь многие модели, которых снимал еще в Москве, в Италии, делали успешную карьеру в Нью-Йорке, используя в том числе и мои фотографии в своем портфолио.
А почему ты решил переехать именно в Нью-Йорк?
Здесь сконцентрировано все, что связано с фотографией. Все что происходит в мире модной фотографии – все это происходит отсюда.
Как ты можешь описать рынок Нью-Йорка?
Отсюда все начинают. Fashion Week стартует в Нью-Йорке, поэтому часто новые модели начинают свою карьеру здесь. Они приезжают сюда за несколько месяцев до Fashion Week, их готовят в агентстве, начиная со стиля, одежды, поведения и так далее. Ну и, соответственно, делают тесты. И как правило эти фотографии используют уже дальше, и в Милане, и в Париже. Многие работы, которые делаются в Европе, букируются отсюда.
Как найти взаимодействие с этими агентствами?
Надо стараться встречаться! Никакое письмо не заменит живое общение. Хотя, конечно, иногда бывает такая ситуация, что с каким-то букерами я знаком заочно, но большинство из них предпочитает встретиться перед тем, как начать сотрудничество с фотографом. Затем присылают тебе moodboard, т.е. набор фотографий, характеризующий стиль фотографий, который они ждут для конкретной модели. Иногда даже просят повторить какие-то съемки или сделать что-то в этом стиле. Или говорят, сними так, как ты делаешь, нам нравится твой стиль.
Это ты уже рассказываешь о том, как развивать отношения, я же спрашиваю, как выйти на агентство. Это же сложно! Часто фотографы отправляют письма в агентства и даже не получают никакого ответа.
Да, это сложно! Надо им писать! Другого способа обратиться в агентство нет. После они сами приглашают познакомится. Сразу идти в агентство, звонить им – это не совсем удобно. Как правило у них очень напряженный график работы и они просто не будут отвечать на такие визиты или звонки.
А что делать, если не отвели? Отправлять им дальше письма?
Не думаю. Молчание – это скорее всего знак того, что что-то не понравилось в ваших работах. Это знак к тому, чтобы подумать об уровне своих работ. Они всегда читают письма.
Хорошо, они прочитали письмо и дали тебе модель. Какова вероятность, что в последствии они начнут платить тебе за работу? И если делать это не за деньги, то какой стимул может быть снимать тесты.
Платить никто не хочет. Особенно сейчас. Сейчас съемку тестов нельзя рассматривать как заработок. Это скорее возможность попрактиковаться, потренироваться, поработать с разными моделями.
Мне приятно работать с опытными, состоявшимися моделями, которые работали со многими известнейшими фотографами, знают как работать, как себя вести, как двигаться. Знают, наконец, что такое дисциплина на съемочной площадке.
Однако, мне интересно также работать со свежими лицами. Формировать взгляд фотографа на них, ведь с этими фотографиями она будет работать дальше и то, как ты ее увидишь, будет влиять на ее дальнейшую работу. Иногда случается такое, что сразу после первых тестов твои фотографии отправляют кастинг директору крупного модного бренда и модель подтверждают на шоу. Увидели твоими глазами, не видя человека, забукировали. Это всегда приятно!
Фотографии, которые ты делаешь, они продолжают жить в портфолио модели, на картах моделей. На кастингах всегда интересуются, кто делал фотографии. Т.е. твои фотографии продвигают тебя.
И такое случается, что будущие клиенты могут узнать о тебе, увидев твои фотографии в портфолио модели?
А где они еще увидят мои фотографии? Такой способ показывать своим потенциальным клиентам свои работы – один из самых лучших и эффективных.
Да, можно снимать для журналов, но это большой компромисс.
Сами понимаете что такое компромисс для артиста! В тестах все же можно сохранить нетронутым свой стиль.
Ок, ты видишь в тестах только возможность практиковаться, и возможность продвигать себя. Задам еще раз вопрос, который интересует многих. А на самих тестах можно все таки зарабатывать?
Я уже говорил, сейчас это не реально. Фотографы сами сломали этот рынок. Особенно новенькие фотографы, которые соглашаются на любую сумму. Когда-то, еще несколько лет назад, такой рынок был. Сейчас громадное количество людей, увлекающихся фотографией, громадное количество школ обучающих фотографов, все идут в артисты.
Т.е. ты констатируешь факт, что рынка платных тестов не существует и ты знаешь ни одного фотографа, для которого это было бы основным заработком…
Да, это так. Если может случаться эпизодическая платная работа (которая поступает иногда от небольших агентств), она не в состоянии покрыть все расходы связанные с твоей работой: содержание студии, покупка техники, компьютеров, еду для съемки, расходы на транспорт и т.д. А если еще добавить ретушь фотографий! Ретушь нескольких фотографий просто «съедят» любой бюджет, который может предложить агентство.
Хорошо, закрыли вопрос с платными тестами. Если агентство тебе дает модель для бесплатных тестов, на каких условиях оно это делает?
По разному. Конечно, им хочется, чтобы твоя съемка была предсказуемой. Они отправляют тебе модель, тратят ее время и хотят получить такой результат, какой ожидают. Иногда агентства даже дают задание на съемку. Поэтому если ты хочешь экспериментировать, то лучше сразу предупредить об этом агентство.
А они дают потом оценку твоим фотографиям? Анализируют?
Всегда. Но они анализируют твои фотографии, естественно, не с точки зрения самой фотографии, а с точки зрения того, как ты показал модель. Они анализируют только модель.
Как ты подбираешь команду, как находишь людей, которые также бесплатно будут работать?
Я часто снимаю тесты вообще один, без команды. Хотя последнее время стараюсь брать кого-то, кто поработал бы с волосами.
Ты снимаешь тесты без визажиста?
Мне нравится снимать моделей без мейкапа. Чтобы кожа была чистая и естественная. Я стараюсь показывать саму модель, делать съемку быстро и порой визажист будет сильно тормозить съемку. Я редко делаю тесты, чтобы они выглядели как полноценная съемка. С подготовкой, формированием команды, проработкой образов. Это отнимает много времени и часто является не тем стилем, который от тебя ждет агентство. Для меня это эпизод, портрет, набросок.
Но такое бывает, чтобы ты для тестов полностью собирал команду?
Бывает. Но я часто подхожу к этому по-другому. Мы просто идем с моделью в магазин, она покупает себе какие-то понравившиеся вещи . В том, в чем ей комфортно фотографироваться.
И ты сам с ней ходишь, выбираешь? Тебе это интересно?
Нет, не интересно. Но это намного проще, чем объяснять стилисту, что мне нужно. Потому что ты будешь отвечать за конечный результат и лучше полагаться на свой вкус и свои представления о стиле, чем получать непредсказуемый результат от стилиста. Есть стилисты, которым я доверяю, но опять же могут быть разногласия, поэтому проще пойти и купить.
Как должны выглядеть тесты? Какой результат ждет агентство?
Все просто. Они ждут того, чтобы модель на фотографии выглядела лучше, чем в жизни. Главное – удовлетворить их желание, чтобы увидев твою фотографию, ее (модель) захотели все клиенты, платили ей большие деньги за работу. Чтобы ее букировали на все шоу. Чтобы ее карьера взлетела. Это является основополагающим. Все остальное не важно.
А как определить, что будет работать, а что нет?
Я всегда ставлю себя на место воображаемого клиента, какой бы он хотел видеть эту модель. И делаю соответствующие фотографии. Он должен увидеть модель. Очень часто продакшн затмевает саму модель. Одежда, макияж, волосы, стиль фотографии, постпроцессинг. А клиенту надо видеть саму модель. Да, у нас много инструментов по изменению восприятия модели, но мы всегда должны видеть прежде всего модель на фотографии. Клиенту важно, что то, что он увидел на фотографии, и то, кто к нему пришел – это одно и то же существо.
Но ты сам себе противоречишь! Ты говоришь о том, что агентству нужно снять как можно красивее, лучше, чем есть на самом деле!
Да, она может быть красиво снята. Но она должна быть ожидаема! Это должно быть честно! Должно быть видно, что опытный, талантливый человек это сделал! Но это должна быть эта конкретная модель. Это должно удивлять. Заказчик должен воскликнуть: Классно! Я так бы ее не увидел! Но это должна оставаться она!
То есть ты стремишься к правдивости?
Конечно, а зачем тогда нужна фотография? В наше время в эпоху 3D моделей вообще можно не снимать. Можно нарисовать ее, отцифровать и делать с эти образом что угодно.
И как агентства реагируют на фотографии, на которых модель, так скажем, близка к оригиналу?
Чаще всего говорят, что нравится. Любой клиент, любой арт-директор всегда может представить, что можно творить с моделью. Т.е. ему нужны такие фотографии, чтобы он по ним смог выбрать ее. Чтобы не делать дополнительные кастинги, не тратить свое время. Часто даже клиенты предпочитают отбирать по фотографиям, чем проводить кастинги. Когда модель, например, зимой с улицы заходит в помещение, то выглядит она совсем по-другому.
А как ты технически организуешь съемку?
Тесты длятся очень быстро, полтора-два часа. Редко три. Образов не так много, три-четыре. Но вообще, в тестах бывает одна супер-фотография. Которая ставится первой в портфолио и идет на карту модели. Редко бывает две-три фотографии. Но все равно есть фотография-фаворит, которая и является, собственно, целью любых тестов.
То есть, одна хорошая фотография – это уже результат? А часто бывает, что вообще ни одной?
Часто. Довольно часто. Я вообще редко бываю удовлетворен своим результатом. Если я был бы удовлетворен своими фотографиями, то давно забросил бы снимать. Просто повесил бы свои фотографии на стены и любовался ими.
Но вернемся к техническим вопросам. Какие световые схемы используешь?
Разные. Очень разные. Я много ищу в плане использования света и когда нахожу какое-то интересное решение, интересную световую схему, то надолго «застреваю» в ней. Могу несколько месяцев снимать одной световой схемой. Одно время я снимал просто стандартным рефлектором. Почти что «вспышкой в лоб». Конечно, рефлектор стоял надо мной, и часто немного с стороне, но это был прямой, резкий свет. Мне нравилось так снимать, такая схема «все выбивала», уничтожала все недостатки кожи. Какое то время я снимал фонариками. Я постоянно меняю, ищу решения. Например когда-то я вообще не использовал дополнительных насадок типа зонтов, софтбоксов. Сейчас часто снимаю ими.
А в процессе самой съемки ты часто меняешь световые насадки, положение источников света?
Когда как. Все зависит от того, как у нее на лицо ложится свет. Какой ей больше подходит. Если не подходит одно, я пробую другое. У меня есть несколько заготовленных решений, когда я пытаюсь подобрать тот свет, который больше всего подойдет модели.
А ты готовишься к съемке?
Да, я часто смотрю перед тем, как провести съемку на уже имеющиеся у модели фотографии чтобы понять, что ей подойдет лучше. Смотрю, какая у нее фактура лица. Есть разные лица. Кому-то будет красиво нижний свет, кому-то он вообще не пойдет. Кому-то нужен верхний свет. Я ищу свое видение красоты модели, когда перебираю световые решения. Тут главное чтоб результат был, а какой свет уже второстепенно.
А что в твоем понимании красота модели?
В моем понимании красота модели – это ее привлекательность для дальнейшей работы. Надо чтобы ее забукировали, чтобы ее выбрали среди остальных – это и есть красота модели. Часто можно встретить полароиды, фотографии которые делают для моделей в агентстве на какую-нибудь простецкую камеру с обычным светом, и они будут настолько красивы, что ты удивляешься. Это часто делают букеры, они видят эту красоту и порой передают и показывают ее с использованием минимума средств.
А есть в тестах какие-то обязательные детали, которые надо показывать?
Нет никаких обязательных деталей или образов, которые надо показать. Надо искать тот образ, который ей подходит. Смотреть, на кого она похожа. Ведь часто такое бывает, что моделей берут в агентство потому, что они на кого-то похожи, на каких то знаменитых актрис. Значит можно использовать для нее такой образ. Однажды я снимал модель, похожую на Бриджит Бардо. Часто модель вдруг может быть похожа на образ с известной картины, и тогда ты будешь стараться передать такой образ.
Я имею в виду, какие-то детали? Например, надо обязательно сделать ростовую, поясную фотографию и портрет? Надо придерживаться этого?
Нет. Я смотрю в каком типе фотографий модель работает лучше всего. И если она не совсем получается в рост, зачем я буду отдавать в агентство ее ростовые фотографии?
А где чаще делаешь тесты?
В студии. В Нью-Йорк очень переменчивая погода, поэтому полностью запланировать и проводить съемку на улице сложно. Хотя, если хорошая погода, могу выйти и на улицу. В последнее время мне нравится проводить съемки за городом, на пляже. Много интересных мест вокруг Нью-Йорка.
А часто такое случается, что ты работаешь с моделью, а она не умеет что-то делать, не умеет работать?
Часто! Очень часто!
И как ты выходишь из этой ситуации?
Когда как. Когда пытаюсь поговорить. Часто приходится самому что-то показывать. Но общение с моделью складывается не из слов, возникает какая-то подсознательная связь. И если она есть, все будет хорошо, модель поймет, что тебе от нее нужно. Я чувствую модель, когда она заходит в студию, видит атмосферу. Я вижу, какая обстановка ей подойдет лучше, спрашиваю под какую музыку ей удобнее работать. Все зависит от энергетики модели.
Ты чувствуешь эту энергетику?
Я чувствую и стараюсь всячески поддерживать ее индивидуальность . Хотя у меня есть свой стиль в фотографии, свои привычные образы, любимые позы, но каждая модель будет вести себя по-своему. И мне надо увидеть ее энергетику. Часто, даже когда модель только заходит в студию, я вижу, что ей подойдет, а что нет. И стараюсь сразу делать те образы, в которых она сможет раскрыться. Я часто им показываю фотографии других фотограф, свои фотографии, чтобы показать как надо двигаться, позировать, вести себя, но я стараюсь показывать то, что ей подойдет.
А что ты делаешь, если на все твои усилия в ответ она не проявляет никакого интереса?
Это будет первая и последняя с ней съемка. Я могу даже прервать съемку в такой ситуации.
А если они начинает с тобой спорить, отстаивать свою точку зрения?
Это грубейшая ошибка, если она так будет делать. Если ее направили к какому-то фотографу, значит она должна довериться его стилю в фотографии. Он профессионал, он видит тебя своими глазами, понимает, что тебе лучше, что хуже. Это работа, а не дружеские посиделки.
А ты дружишь с моделями?
С некоторыми, что одну и ту же модель снимаешь по три-четыре раза. интересно снимать одну и ту же модель через какой то промежуток времени. У меня много друзей среди букеров, стилистов, визажистов, парикмахеров и моделей.
А откуда черпаешь знания об этом? Что вдохновляет?
Постоянно смотрю много фотографий. Все последние журналы. Кампейны, которые снимают большие фотографы. Хожу на выставки, по галереям. Вижу общее настроение. Ищу тренды. Стараюсь им следовать или нет. Мода в любом жанре фотографии постоянно меняется, и если для кого-то она незаметна, то я чувствую постоянные ее изменения.
А кто твои фотографические кумиры?
Таких нет. Я слежу за фотографами, которые мне интересны, но каких-то кумиров сейчас нет.
Ну и в конце вопрос про то, какие съемки запомнились больше всего? Какими фотографиями будешь хвастаться потомкам?
Я надеюсь, я их еще не снял. Лучшие фотографии еще впереди!