Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Выравнивание света на ростовой фотографии

Выравнивание света на ростовой фотографии

Каждый фотограф сталкивается в своей студийной работе с множеством трудностей. И порой неуверенность в себе, в своих силах, просто элементарная техническая безграмотность толкает его на применение максимально простых, можно даже сказать – примитивных световых схем.

Два софтбокса на модель, два на фон – вот такая схема наиболее популярна в наших студиях. И я знаю, о чём говорю. Проводя много времени в студиях, часто даже не как фотограф, а как владелец, я из любопытства наблюдаю, какие примитивные схемы оставляют за собой фотографы.

В то же время я отдаю себе отчет (и думаю, вы тоже), что «простая» и «примитивная» – это не синонимы. Многие западные и известные российские фотографы снимают просто, но можно только восхититься, а часто позавидовать, насколько правильно, эстетически грамотно положен свет в кадре.

Громадное количество начинающих (да и не только) студийщиков руководствуются принципом «да лишь бы было видно, лишь бы было освещено», забывая о том, какую «световую кашу» они создают, насколько не эстетично падает на моделей свет, какая неопрятная мешанина теней возникает на лицах.

И они порой боятся, порой ленятся, порой просто машут рукой на те восхитительные возможности, которые дарит продвинутое, точное владение светом. Тем самым они обрекают себя на все ту же, надоевшую и самому себе, и заказчикам световую схему: два софтбокса на модель – два на фон. Мог бы выйти танец, вызывающий долгие овации зала, – а получаются раз за разом незамысловатые «два притопа, три прихлопа».

Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются фотографы, – как осветить модель полностью одним источником. Это не вызовет каких-то сложностей, если источник света расположен далеко от модели – так далеко, что расстояния от него до головы и до ног почти одинаковы.

А если надо придвинуть свет близко к модели, руководствуясь массой соображений: мягкость света, освещение фона, создание сложного рисунка? Тогда и возникают трудности. Лицо освещено больше, чем ноги, что бы мы ни делали.

Тогда фотографы идут двумя путями, каждый из которых приводит – осознают они это или нет – в тупик. В первом случае они добавляют источник для освещения нижней части модели, разбивая тем самым в пух и прах всю целостность светового рисунка.

Во втором – чтобы выровнять свет на модели, они опускают источник до уровня её груди или живота, обрекая себя на еще большую проблему. Свет на лицо теперь падает снизу, создавая в большинстве случаев уродующий модель рисунок.

Рисующий свет – всегда один, и он всегда выше уровня глаз модели (если, конечно, ваш эстетический идеал – не фотографии в стиле «ужастик в пионерском лагере с фонариком у подбородка»). Эти аксиомы настолько прочны, что отказаться от них можно лишь в исключительных случаях и четко понимая, зачем это делаешь.

Поэтому давайте я приведу пример. Имея один источник света (причем жесткий) и поставив его выше головы модели на расстоянии в несколько десятков сантиметров, я попробую выполнить задачу по преодолению главной трудности всех фотографов – полностью распределить свет по модели.

Ну, а прежде чем приступить, я напомню, что созерцать, как работают другие, – легко. Трудно сделать самому. Я искренне считаю, что любые знания, навыки работы в студии – это не подсмотренный у кого-то на мастер-классе секрет, а плод многочисленных тренировок, это путь проб и ошибок. Только так можно достичь высот в технике студийной съемки.

Итак, начнем.

 

ВЫРАВНИВАНИЕ СВЕТА С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТОВОГО ПЯТНА

Распределение света в световой схеме

Вернемся к описанной выше ситуации. Мы направили рефлектор на модель – и осветили её верхнюю часть намного сильнее нижней. Я сделал замеры: у головы модели (у моноблока в нашем случае) получил 29 диафрагму, у живота (середина стойки) – 13, а у ног модели (это ноги стойки) – всего 6.3.

Вы видите, какой громадный перепад освещения мы получили по всей модели, – четыре с небольшим ступени. И если ваша художественная задумка не диктует вам такое смелое решение, то можно уверенно констатировать: перед вами брак. Ноги модели неизбежно провалятся в темноту, и все попытки «вытянуть» их с помощью raw-конвертера или изменения экспозиции приведут к полному пересвету лица.

Давайте как-то исправлять положение. Первое, что мы сделаем, – наклоним рефлектор вниз, резко отвернув его от лица модели. Посмотрите, что мы получили:

Распределение света в световой схеме

Рефлектор, как правило, имеет ограниченное световое пятно с резкими краями, и в данной ситуации произошло следующее – световое пятно просто сдвинулось к ногам модели. В то же время лицо (опять-таки – моноблок в нашем случае) осталось вне границ светового поля и провалилось в темноту. Вы можете четко видеть эту границу и понимать, где она находится. Замеры показывают следующие величины: у головы – 5.6, у живота – 14, у ног – 10. Вы видите, что сейчас ситуация стала обратной: мы провалили голову в темноту, тогда как все остальные части освещены более-менее равномерно.

Однако давайте двигаться дальше. Постараемся исправить и эту беду. Здесь не поможет возврат рефлектора в первоначальное положение: как только голова покажется в границах светового поля, она неизбежно вернется к полному пересвету относительно других частей тела.

Мы пойдем другим путем.

Попробуем растянуть световое пятно. Даже не столько само пятно, сколько градиенты, находящиеся на его границе. Сделаем их широкими, плавными – и тем самым растянем наше пятно, чтобы часть света попала и на лицо. Смотрите, я надеваю на рефлектор диффузный фильтр (даже два: 216 FULL и 250 HALF, чтобы эффект был сильнее) и получаю следующую картину:

Распределение света в световой схеме

Вы видите, что (О ЧУДО!) мы добились равномерного распределения света по всему полю. Я произвел замеры и получил следующие значения: голова – 7.1, живот – 8.0, ноги – 7.1. Эти перепады настолько незначительны (не более 1/3 ступени), что визуально уже не будут заметны на фотографии.

Итак, мы получили равномерное распределение света по модели при условии того, что рефлектор находится в паре десятков сантиметров от ее головы.

Теперь давайте попробуем сделать то же самое, только другим способом.

 

ВЫРАВНИВАНИЕ СВЕТА С ПОМОЩЬЮ НЕЙТРАЛЬНО-СЕРЫХ ФИЛЬТРОВ

Давайте будем не двигать и расширять световое пятно, а попробуем изменить его форму, создать в нём неравномерность распределения света и обратить это в свою пользу.

Но вначале взглянем на исходный снимок:

Распределение света в световой схеме

Как и в предыдущем случае, рефлектор направлен в сторону головы модели и расположен настолько близко, что существует выраженный перепад освещения между ногами и головой модели. Если точно – все те же 4 ступени.

В предыдущем случае мы пытались изменить положение светового пятна, а здесь давайте поступим иначе. Мы будем не сдвигать пятно, а прикроем его верхнюю часть, которая ложится в основном на голову модели и пересвечивает ее. Непрозрачный материал нам не подойдет, так как он просто отсечет часть света; нам будет нужен полупрозрачный. А с такой ролью великолепно справится нейтрально-серый фильтр. Он только снижает яркость света и никак не рассеивает его (в отличие от диффузного фильтра), и он-то поможет нам притенить некоторые части светового пятна.

Я беру два 210 фильтра – а это получается 4 ступени – и закрываю ими верхнюю часть рефлектора. Причем, имея в распоряжении два фильтра, я сдвигаю один относительно другого, чтобы они создавали небольшой градиент, а не просто делили всю внешнюю площадь рефлектора на две части – открытую и притемненную. Вот так:

Распределение света в световой схеме

Посмотрите, что у меня получилось в итоге:

Распределение света в световой схеме

Вы видите, что верхняя часть стала заметно темнее и свет практически выровнялся. Замеры показывают значения: 13 – у головы, 11 – у живота и ног нашей модели.

Однако есть одно «но», и вы его также видите – это очень заметная неравномерность самого пятна. И если по показаниям флэшметра все замечательно, то визуально картина выглядит куда хуже: посередине светового поля проходит темная полоса, не заметить которую невозможно.

Причина этого – в специфических свойствах рефлектора. Сложная и порой непредсказуемая комбинация прямого и отраженного света, а также, в данном случае, довольно компактная импульсная лампа – всё это привело к тому, что в попытке притемнить одну часть светового поля мы получили слишком большую его неравномерность.

Какой выход?

Давайте ликвидируем эту неравномерность с помощью диффузного фильтра. Думаю, 250 фильтра HALF будет вполне достаточно, чтобы достичь желаемого эффекта. И я полностью (вместе с уже установленными на него нейтрально-серыми фильтрами) закрываю им рефлектор.  

Распределение света в световой схеме

Ура! Вы видите, что притемнение в центре кадра практически исчезло, дав нам возможность насладиться ровным световым полем на всей модели и эффективно использовать его в работе. Да и измерения флешметром это подтверждают. Посмотрите, какие замечательные значения у нас получились: 11 на голове модели, 10 на животе, и 10 – в районе ног. Все в пределах той же трети ступени, которой мы достигли в предыдущем случае.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы понимаете, что это – учебные примеры, на которых я показываю все возможности, которые дарит скрупулезное и точное управление световым оборудованием. Надо, конечно, сказать, что в реальной работе не всегда есть время для столь тщательной и деликатной установки света, ведь очень часто мы ценим динамику, драйв, ловим какое-то секундное настроение. И если вы создали по-настоящему шедевральный кадр и хотите донести его во всем великолепии до зрителей – то, конечно, вы потратитесь на ретушера, который исправит все недоработки. Но в тех случаях, когда свет ставится в начале и потом не трогается, как часто бывает при съемке каталогов, да и во многих других видах, этот опыт вам ой как пригодится.

Да к тому же постоянные упражнения со светом повышают ваши умения, оттачивают мастерство, дают уверенность, и самое главное – позволяют совершить множество маленьких полезных открытий.

Дерзайте, тяжело в учении – легко в бою.

Удачи!

Комментарии: 19   Просмотры: 36740    

Комментарии:

Oleksiy Vaysrub   21 Августа 2013, 12:39
Cпасибо, очень полезно. Только почему бы просто не взять чуть более широкий рефлектор?
Интересно посмотреть насколько сущетсвенной будет разница в пятне между натянутым небольшим октобоксом и диффузным фильтром.
Oleg Tityaev   21 Августа 2013, 12:48
Здесь весь вопрос в том, что я намеренно загоняю себя в сложные условия. Не является сложностью растянуть свет полностью по модели. Самы простой способ - это отодвинуть источник света на такое расстояние, чтобы разница в освещении ног и головы стала настолько ничтожной, что вы бы ее не увидели. Здесь же я пытаюсь не дать конкретный рецепт, а показать возможности. Которых, кстати, помимо этого решения еще множество. Теперь к вопросу о софтбоксе. Каким бы мягким не был источник света - проблема все та же, если вы подносите его близко к модели, то получите неравномерное освещение, голова будет освещена больше, чем ноги. И здесь все те же решения - либо изменять положение, наклон, разворот софтбокса, либо ставить дополнительные скиримы - полупрозрачные флаги (Опять таки есии мы по условиям световой схемы не можем отодвигать источник далеко от модели).
Oleksiy Vaysrub   21 Августа 2013, 13:09
Да, понимаю. Хоть теория с "квадратом расстояния" и работает, но отодвигая источник получается более ровное, но и более "плоское" освещение и фон получает при этом "лишнюю" засветку, поэтому дальше уносить источник даже если и возможно -  далеко не всегда хочется. 
 
Для себя из статьи открыл возможность "резать" источник НД-фильтром. Всегда опасался резких переходов и пользовал для подобных сглаживаний только градиентный фильтр. Оказывается НД+диффузер тоже вполне применим.
   21 Августа 2013, 12:52
спасибо, интересно, надо поэкспериментировать:)
а чем плохо использование отдельного источника на ноги? просто ставить его с той же стороны и под тем же углом, что и основной рисующий. 
Oleg Tityaev   21 Августа 2013, 12:57
Тогда рисующий свет разваливается на составляющие, а это плохо. В каких-то случаях это допустимо, в каких-то даже может являться художественным приемом, но в большенстве - нет. 
Oleg Tityaev   21 Августа 2013, 12:58
Еще раз повторюсь: здесь не конкретный рецепт, а просто варианты решения, которые позволят вам более полно освоить различные техники освещения. При этом существует множество и других способов решения этой задачи, которые широко используются фотографами.
Dima   21 Августа 2013, 14:44
Спасибо, статья интересная. Всегда с удовольствием читаю и стараюсь научиться преминять полученные советы на практике.
blindrider   22 Августа 2013, 16:48
Как всегда на уровне и теперь уже даже с ноткой сарказма, потому что тема поднимается не первый раз. Но вот как быть если мне "повезло" жить в Украине, где даже в столице за баснословные деньги можно попасть в "дневную фотостудию". О таком виде студии я узнал недавно. Это комната в которой у каждой стены реализован отдельный интерьер, и присутствуют три огромных окна, которые выходят на солнечную сторону. Эти окна никак не закрываются, от этого и название "дневная студия". Абсурдность ситуации понятная сразу. Из оборудования три блока. Большой софт(и на этом спасибо студии), стрип и тарелка. Соты только на тарелке(и снова хоть за это спасибо). И вот как быть, если в "студии" нужно снимать двоих, в интерьерах которые расположены прямо под окном и с таким набором оборудования? Как в таких условиях добиться хорошего светового рисунка?
Oleg Tityaev   22 Августа 2013, 17:43
Во-первых, есть цель и есть средства, и если средств нет, цель не достижима. 
Во-вторых, не обязательно снимать большим количеством источников света. Если речь не идет о сложных световых схемах, то часто используется 2, максимум 3 источника. Фотография дает такое кол-во решений, что порою даже с небольшим набором оборудования можно творить чудеса. Надо искать, пробовать, находить разные решения. 
В-третьих, если речь идет о Киеве, то там есть прекрасно оборудование студии, в которых можно снимать за приемлемые деньги. studio1.com.ua например 
Oleksiy Vaysrub   22 Августа 2013, 21:50
blindrider, про средства Олег хорошо сказал :)), но при отсутсвии оных и большом желании тоже не всё потеряно
- Прийдите в "дневную студию" - ночью!...   ну или вечером и со вспышками. И интерьер захватите и со светом поиграетесь.
- Возьмите с собой отражателей типа пять-в-одном (они не дорогие, да и у коллег всегда можно выпросить, т.к. пратически не ломаются).  Имея парочку больших серебрянных и парочку поменьше золотых - можно вполне расставить и цветовые акценты.
- Наконец, изыщите средства и нормальную студию :))
Удачных всем снимков.
Oleg Tityaev   22 Августа 2013, 22:04
Да, последний пункт самый важный! :-) Хотя... Хотя, когда я начинал заниматься фотографией, у меня была вместо студии маленькая комнатка с 2 источниками света в 200 Джоулей. Так вот, многие фотографии, которые я делал там, мне нравятся больше, чем те, что я делал в современнейших студиях, не зная дефицита ни в площадях, ни в количестве истоников.
akrobat1986   23 Августа 2013, 15:26
Спасибо большое за статью,многим будет полезно! В Ростове был на МК у Олега, все это можно было наглядно посмотреть. после этого постоянно пользуюсь данными приемами, Очень помогает ) 
blindrider   24 Августа 2013, 01:12
Все бы ничего, но мне позвонили и сказали адресс студии. До этого на этой студии не был, нет выбора по времени сьемки.
 
Я то выкрутился из ситуации. Меня больше интересовал ответ на мой вопрос. Потому что пример в статье действует при идеальных условиях. Но нам фотографам часто приходится импровизировать. 
Константин Мищенко   4 Октября 2013, 12:22
Помню в Москве был где то на Соколе есть фотостудия в подвале, удивительно как там люди работают. Я от части то же работал в кабинках под видом гримерки, но там просто все ужасно, 2x2 и совершенно не понятный свет. Придя в такую студию нужно сделать такую картинку - чтобы люди не смогли её отличить от реальной студии. Какие бы не были средства, выход из ситуации должен быть! И эта статья яркий тому пример, моноблок + рефлектор  - есть в любой студии
Oleg Tityaev   10 Октября 2015, 05:21
Это точно! Порой, для создания красивой фотографии достаточно одного истоника света с рефлектором. 
   6 Августа 2015, 01:06
Спасибо!
Igor2015   12 Января 2016, 14:49
216 FULL + 250 HALF мне показалось проще, мягче/лучше, чем 2шт. 210 + 250 HALF.

Крепятся фильтры специальной лентой-тейпом? Она не оставляет следов?Насколько долговечны эти плёнки? Их ведь приходится изгибать и они греются при работе. 
Oleg Tityaev   13 Января 2016, 17:30
Да, есть специализированный тейп. Он не прегревается, легко отрывается, надежно фиксирует и не оставляет следов. Вот пример такого тейпа: http://www.photoindustria.ru/?mod=product&id=17
Anna90   13 Мая 2016, 16:21
Отличная статья.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация